H2H: Что произойдет, если пойти за своим «хочу»
Максим Шадрин — Профессиональный психолог, основатель просветительского проекта Психология для всех — психологическое самообразование и самопомощь для всех желающих
Как я стал психологом? Можно начать с родителей, подросткового промежутка времени и именно со школы. Вообще, я из семьи, в которой задаваться вопросом: «Что ты хочешь, почему, какая твоя потребность?» — было особо не принято. И это сыграло ключевую роль в важном промежутке для всех школьников — завершении школы, когда встает вопрос, а что делать дальше, на кого идти учиться, стоит ли вообще идти учиться, нужно ли идти учиться туда, куда я хочу, может это противоречит взглядам родителей. У моих родителей был заготовленный план для меня: папа был моряк, и, почему бы и нет, сын моряк продолжает путь отца. Но мне, во-первых, довлеющее мнение родителей на то, какой путь у меня должен быть не подходило, и дома я чувствовал себя из-за этого достаточно угнетенным. Мой эмоциональный фон мне подсказывал, в том направлении я иду или не в том. И на эмоциях я хотел бы сделать отдельный акцент.

Вопрос к вам: есть ли у нас какие-то плохие эмоции, чувства и что-либо в этом духе?
Как я вообще понимаю эмоции, как они понимаются с точки зрения психологии. Эмоции — это внутренний навигатор, эмоции нас отражают. Что-нибудь происходит, я могу прислушаться к себе и посмотреть, как мне. «Мы радуемся» — говорят эмоции; «здесь можно попробовать еще раз, нам нравится, нам приятно, действуй». Если мне страшно, если я раздражаюсь, стоит это учитывать. Может, ты чувствуешь опасность, или твои границы нарушаются. Попробуй скорректировать свое поведение, исходя из своего же отношения.

Если возвращаться в мой опыт, то не сказать, что я прям осознанно прислушивался к себе будучи подростком. Скорее эмоциональный фон показывал: мне нравится или не нравится. Очень важно, что у меня было окружение, которое мне помогало идти своей, другой дорожкой. У меня в итоге получилось последовать за своим «не хочу» и выбрать срединный вариант, максимально нейтральный — я поступил на экономику. В этом моменте я следовал, лелея свое «хочу». Это был шаг, чтобы оторваться от довлеющего гнета авторитетного мнения и дальше, чтобы почувствовать, что я хотел, мое это или не мое.

Когда я поступил на экономику моему «хочу» стало тесно. Я уже точно идентифицировал себя с другой группой и почувствовал такую свободу, что я могу нарушать родительские правила. У меня появилось сопротивление, потому что экономика —это тоже было не мое. Я ее успешно закончил, но различные сопротивления в виде лени, каких-то забываний тоже были. В психологии, кстати, лень воспринимается, как один из источников сопротивления.

Когда у меня появилась возможность последовать за моим хочу и поступить на психолога — я это сделал. Я заканчивал Восточно-Европейский институт психоанализа. И когда я поступил в этот вуз, увидел колоссальную разницу. Я увидел людей, преподавателей, которые горят своим делом, им правда нравится то, чем они занимаются. Они с удовольствием общаются со студентами, они сами работают психологами, большинство их них. Среда, в которой я оказался, помогла взрастить новые потребности, создать их или познакомить с теми, которые уже были. И у меня появилось любопытство, когда я это все наблюдал. Есть два момента, которые мне запомнились, когда это любопытство проявило себя. У меня была производственная практика, я в школе помогал другому психологу. И помимо того, что это формальная история, чтобы получить диплом, нужно пройти практику, написать отчет и сдать ее. Вроде как понятно. Но когда я сдал этот отчет и практику, я понял, что хочу там остаться еще, потому что мне интересны практики не в универе, а в реальных условиях, с реальными людьми хотелось получать эти знания. Так я сменил несколько школ, в которые я ходил на эту практику. И второй момент — это дипломная работа. Вы знали, что у психологов есть предмет, который сопровождает практически все курсы? Это математическая статистика. И тесты, которые многие из вас, возможно, проходили, все переводятся в цифры. Люди тоже переводятся в цифры, и все это загоняется в экселевскую табличку и не только. Минимально нужно было 3−5 столбцов, чтобы написать диплом. У меня их было 12, я помню, что еще спорил с научным руководителем, который говорил: «Зачем тебе так много?!». Но в итоге я этот диплом тоже классно сдал, мне очень понравилась сама защита.

Что происходило дальше? Дальше я закончил институт, и пришла пора менять свою социальную роль. Я уже не студент, я уже психолог — могу начинать практику и заниматься чем-то еще не в рамках института. Я поступил на курсы дополнительной квалификации. Это важная история, заострю на ней внимание. Что же может мешать нашему хочу? Может мешать страх. Сам по себе страх — это нормальное явление, но иногда бывает, что мне страшно с чем-то сталкиваться, и я могу искать вещи, чтобы оттягивать сам процесс.

Представьте себе парня, который хочет познакомиться с девушкой. У него нет опыта знакомств и он решил пойти познакомиться, поймал себя на таком желании. Ему знакомиться страшно, есть страх отказа и он может решить: надо бы подкачаться, надо съехать от родителей, надо вообще саморазвиться, чтобы быть интересным для человека. Вроде бы это все полезные вещи, но эти полезные вещи отодвигают не из своего хочу, а скорее будут браться из страха, потому что мне страшно получить этот отказ и, соответственно, я буду избегать этой деятельности через другие полезные абсолютно рационально объяснимые вещи.

Примерно так у меня было с курсами. Психологам вообще важно учиться, обучение психологов — это наш спутник по жизни. Но у меня эти дополнительные курсы были еще и поводом, чтобы не начинать практику, не сталкиваться даже с выступлениями. И когда я это заметил, я понял, что с этим надо что-то делать. Тогда я подумал, не создать ли проект. Я зашел в интернет, погуглил разные образовательные проекты, психологические, просветительские, немного вдохновился и написал свои базовые ценности, чтобы запустить проект «Психология для всех». Тогда я договорился с библиотекой им. Гоголя, чтобы провести первое мероприятие. Поскольку тревога была достаточно сильной, то я обратился к своему бывшему одногруппнику, который тоже был без практики, но ему хотелось начинать. И так мы запустили и провели первое мероприятие. Оно прошло даже лучше, чем мы ожидали. У нас пришло человек 28, мы ожидали максимум 10. С тех пор, с этим первым мероприятием, проект прошел достаточно много стадий. Проводил мероприятия я, платные, бесплатные, проводил мероприятия мой коллега. Мы вместе, еще отбирали разных психологов, для того чтобы рассказать людям, какие вообще подходы бывают, что можно делать, на что можно обращать в своей жизни внимание. Сейчас этот проект больше существует в индивидуальной сфере, потому что я ушел в психологическое консультирование, это занимает практически все мое время.

Моя история больше интуитивная: все что я вам рассказывал, не прислушивался к себе, особого внимания своим эмоциям не уделял, когда я был подростком и в какие-то другие промежутки времени, но это может быть по-другому. Важно понимать, что с нами происходит, обращать внимание на свои хочу, можно еще поговорить о том, что мешает.
Первое — это тревога и страх. Если я ничего не хочу — это может быть защитой от этой тревоги и страха. Логика здесь простая. Если я боюсь столкнуться с чем-то, то проще не хотеть. Если я не буду хотеть, я не буду ничего делать. Если не буду ничего делать, то столкновения с этим страхом не будет.

Что здесь можно сделать? Возможно вы слышали такую идею: «просто возьми и сделай, замотивируй себя, все делают, почему тебе не сделать, просто возьми себя в руки, ты как-то расслабился». Может для кого-то это звучит неплохо, но здесь очень важный момент в том, что мы игнорируем страх и тревогу. И если я так себе говорю, «просто возьми и сделай», начинаю себя мотивировать или говорить, что я лентяй или неправильно провожу время, то, по сути, я совершаю самонасилие — а нам не очень хочется, чтобы нам причиняли какой-то вред. Страх и тревога не берутся просто так, они могут браться из прошлого опыта. Был я, например маленький, кто-то мне сказал, что я неудачник, а я взял в это и поверил. Насколько это вообще важно для ребенка? Все другие важные штуки могут восприниматься через призму моего прошлого опыта, где появился страх. А психика работает на нашей стороне, если мне было тогда как-то неприятно, то скорее проще этим не заниматься, потому что ты чувствовал там что-то. Поэтому предлагаю обращать внимание, если есть какой-то страх.

Например, когда я пришел на работу, считал ее перспективной, классной, с классными коллегами, и с хорошей зарплатой, мне все нравилось, и даже стены там были симпатичные. Проходит год, я чувствую себя на этой работе как-то не очень. Я игнорирую свое здесь и сейчас, как мне. Я могу возвращаться через «фотографию моих эмоций» в то, как было раньше, а раньше работа была прикольная, люди радовали. Что мне вообще здесь не нравится? И даже на вопрос: «Как тебе работа?», я могу сказать: «Хорошо, меня все устраивает», вспоминая о том, как было тогда, но игнорируя, как сейчас. «Сейчас» может меняться с вашей деятельностью, с вашей работой, даже в общении с людьми, потому что мы сильно меняемся в зависимости от времени, через время.

Попробуйте обратить внимание, есть ли для вас разница между «я так думаю, что хочу» или «я хочу». У меня есть разница. Попробуйте обратить внимание, а как вам сейчас, что бы вы сейчас хотели. Попробуйте посмотреть на себя в моменте, в течение дня понаблюдать за своим хочу. Вы что-то делаете из внутреннего желания или вы думаете, что хотите этого.
Что можно сделать, если есть проблемы с пониманием, чего я хочу?

Предлагаю обращать внимание на маленькие вещи. Например, меня порадует пористая милка, я ее хочу. Можно начать с каких-то маленьких вещей, не сразу про работу или глобальные вопросы. Предлагаю обращать внимание на маленькие вещи, которые исходят из вашего «хочу». Если совсем сложно понять, вообще ничего не хочется, то попробуйте задать себе вопрос: «А что бы мне хотелось, если бы я хотел?» — допустить мысль, что это может быть. Попробуйте обратить внимание, что бы вы хотели, может быть даже глобальную вещь, важную. И в этот момент, когда представляется, попробуйте дофантазировать, что вы ей занимаетесь, есть ли там какая-то тревога, какие-то опасения, напряжение, откуда они вообще берутся? На это можно обратить внимание. И приятности.

На самом деле, то, что я говорю про хочу, связано с нашими удовольствиями: мне что-то нравится, мне здесь хорошо, я получаю от этого удовольствие. Попробуйте опять же, может быть, через маленькие вещи, сделать себе приятное. Может. даже сейчас, может, вы хотите сказать шутку человеку рядом или взять за руку. Обратите внимание, что бы вы хотели, что бы вам принесло удовольствие, потому что это важно.

Если следовать за своим хочу, то можно начать получать удовольствие от жизни, а удовольствие от жизни — это большой ресурс, который можно направить и на саморазвитие через созидание, поскольку среда наполняется людьми, а мы можем быть счастливыми людьми.
Close
Подписывайся
Telegram
VK
23 апреля 2022 г. Copyright © 2021 Новые Мы
Made on
Tilda